Читаем сами: между паралитиком и теллуровым гвоздем

Культура Дата 19-04-2010, 14:09
О результатах Книжной премии Рунета
Читаем сами: между паралитиком и теллуровым гвоздем

В четверг объявлены победители Книжной премии Рунета, организованной книжным онлайн-маркетом Ozon.ru. Хотя премия эта не такая большая, как «Большая книга», результаты которой мы узнаем всего через десять дней, вчерашние итоги, пожалуй, будут полюбопытнее. Уже потому, что вместо волюнтаристского (то есть основанного на глубоком понимании литературного процесса) единственного решения жюри «Большой книги», выбирающего главного автора года, у Премии Рунета несколько номинаций и выбор победителя в каждой определяется разными, но всегда не связанными с литературоведением факторами.


Достаточно сказать, что среди членов экспертного совета всего лишь один профессиональный литератор. Конечно, литературный критик и программный директор Института книги Александр Гаврилов стоит десятка иных писателей, но все же Премия Рунета даже в номинации «Выбор экспертного совета» — читательская. А о народном голосовании, которое шло весь октябрь на сайте «Озона», и говорить нечего. Народ соврать не даст!


И разница между голосом народа и решением экспертного совета оказалась вполне традиционна. У совета, собственно, выбор был невелик, и независимо друг от друга эксперты, среди которых и шеф-редактор отдела культуры «Ленты.ру», остановились на самой шумной книге осени — «Обители» Захара Прилепина.



Читаем сами: между паралитиком и теллуровым гвоздем


Захар Прилепин. «Обитель»

В таком ключе лагерную тему редко у нас давали: СЛОН , а не Колыма, 20-е годы вместо людоедских 30-х, еще вполне гуманный — кажется читателю поначалу — режим, и герой не политический, а бытовик... Непривычно после многолетней обличающей сталинизм франшизы. Потом, правда, начинает казаться, что эту любовную линию мы видели в «41» Бориса Лавренева, а лагерная эволюция главного героя во многих деталях повторяет опыт автора редкой книжки мемуаров об отсидке четырех членов подпольной Коммунистической партии молодежи... Но тут не Литинститут, и придираться к Прилепину, который на наших глазах вырос в большого писателя, нечего. Особо нужно отметить язык; это уже не скудная хэмингуэевщина «нового реализма» нулевых годов, в язык «Обители» настолько органично вшит специфический лагерный говор, что Александр Исаевич наверняка ворочается в гробу от зависти.


А главное, что эта книга отвечает новому времени с его дошедшим, наконец, до магистральной культуры пересмотром интерпретаций.



Читаем сами: между паралитиком и теллуровым гвоздем


Александр Шепс. «Избранные небом»

Занятно, что несколько лет назад также ревизионистская книжка Джонатана Литтелла «Благоволительницы» имела у нас, пожалуй, еще больший успех, чем «Обитель». Притом что «Благоволительницы» — типичный «профессорский роман» с сырой структурой и популистскими линиями, автор не всегда выдерживает грандиозность замысла. Роману явно не хватило смелого редактора, который бы прочел книгу и выкинул половину, ко всеобщему удовольствию.



Читаем сами: между паралитиком и теллуровым гвоздем


Джоджо Мойес. «До встречи с тобой»

Ну а «Выбор пользователей» также можно было предугадать. Результат народного голосования тем более показателен, что к финишу вышли с одинаковым результатом две книги. Первая — любовный роман Джорджо Мойес «До встречи с тобой» про паралитика и санитарку, отзывы на который залили ровным болотцем девичьих соплей и слез все книжные форумы. Вторая — эзотерический роман Александра Шепса «Избранные небом». По легенде, 25-летний автор писал этот роман девять лет, а еще он главный экстрасенс всея Руси, победитель телевизионной «Битвы экстрасенсов».


Редакция «Ленты.ру» отличается широкими взглядами. Автор этой заметки, например, совсем недавно запоем прочел несколько книжек Василия Головачева. Но похоже, что мы еще несовершенны. Редакция обязуется купить книгу Шепса и держать на ней чайник. Ежели вода зарядится и воздействует на нас благотворно, мы массово пойдем на курсы телекинеза и экстрасенсорики. XXI век — материя тонкая, понимать надо.



Читаем сами: между паралитиком и теллуровым гвоздем


Дина Рубина. «Русская канарейка»

Все это еще более убедительно потому, что посередине, между Прилепиным и Мойес, встала Дина Рубина с ее трилогией «Русская канарейка». Галутно-шпионская сага Рубиной взяла первое место в номинации «Бестселлер». То есть это простая статистика продаж. Эксперты строят из себя умных, простые пользователи без всяких задних мыслей радуются лубку, но цифры — цифры не обманут. Вязкая проза Рубиной, оригинальный гибрид двух штампованных жанров — «женской литературы» и «интеллектуального романа» — продается лучше всех в русском интернете.



Читаем сами: между паралитиком и теллуровым гвоздем


Владимир Сорокин. «Теллурия»

И это, пожалуй, хорошо. Если в России так начнут читать Достоевского, как Дину Рубину, вот тогда-то полетят клочки по закоулочкам. А пока даже Лимонов со всеми его сомнительными слезинками сдулся, пока о «новом реализме» и говорить забыли, пока по страницам популярной русской литературы не душа беспокойная мечется, а скудоумие со скуки куролесит, — пока тихо. Сидим, Рубину читаем. Стабильность.


И об этой России во сне — книга, которая получила премию в номинации «Выбор редакции» от «Ленты.ру». Книжка вышла раньше других на Премии Рунета, почти год назад. Она была номинирована на большинство крупных литературных премий. Буквально на днях по ней поставлена в Александринском театре опера.


Она написана в другой исторической ситуации, когда многих еще не корежило от выражения «эта страна». Книжка эта — о будущем, когда из обломков разбитых Европы, России, Азии собирается новый мир. И еще о том, что только гвоздь в голову может излечить планету от постмодернизма. «Теллурия» Владимира Сорокина еще плохо прочитана. Поэтому «Лента.ру» не только вручает премию, но и дает в этой статье единственную ссылку.

шаблоны для dleскачать фильмы