«Велоспорт — это сексуально!»

Спорт Дата 25-09-2016, 03:01
Западная философия генерального менеджера российской велокоманды
«Велоспорт — это сексуально!»

Вячеслав Екимов

О буднях российского велоспорта за рубежом, экономических санкциях, проблемах с кадровым составом, гипотетической гонке в Крыму, а также конкуренции с бизнесменом Олегом Тиньковым «Ленте.ру» рассказал генеральный менеджер команды «Катюша» Вячеслав Екимов, живая легенда отечественного спорта, которому после окончания карьеры гонщика пришлось решать проблему национального масштаба.


«Лента.ру»: Когда речь заходит о российских спортивных проектах на Западе, приходит на ум «Челси» Романа Абрамовича или «Йокерит» Романа Ротенберга. О «Катюше» в нашей стране знают гораздо меньше. Почему?


Вячеслав Екимов: Здесь целая совокупность факторов. Конечно нам бы хотелось, чтобы в нашей стране о «Катюше» знал каждый болельщик. Но в силу объективных причин нам очень сложно конкурировать с футболом и хоккеем. Прежде всего, велоспорт уступает им в раскрученности. Вряд ли скажу здесь что-то новое, но Россию сложно назвать велосипедной страной. Но даже в таких условиях мы продолжаем работать, в частности, над популяризацией вида спорта. У нас есть своя философия, направленная на поддержку и развитие славных традиций. Сама «Катюша» является частью глобального общероссийского проекта развития велоспорта, который функционирует на протяжении вот уже шести лет. И за это время, поверьте, мы добились серьезных успехов, главный из которых — наши прочные позиции в числе шести лучших велокоманд мира.


Невысокий интерес вызывает удивление и потому, что традиции у отечественного велоспорта не менее богатые, чем у того же футбола или хоккея.


Да о чем можно говорить, когда до последнего времени самым популярным подарком на день рождения ребенку был велосипед? Но потом это все куда-то ушло. Люди все больше пересаживаются на машины. С другой стороны, у нас появился слабый повод для оптимизма. Сейчас в крупных городах постепенно входят в моду велосипедные прогулки. Возводятся километры велодорожек. Ведь все новое — это хорошо забытое старое. Надеюсь, вскоре мы получим поколение людей, выросших на нашем виде спорта. Пусть даже это происходит на любительском уровне. И мы этому активно будем способствовать. Хотим донести до молодежи, что велоспорт — это сексуально! Когда формы сочетаются с содержанием, устоять невозможно.


Большой спорт — это, прежде всего, большой бизнес. Насколько прибыльно заниматься бизнесом в велоспорте?


Бизнес в велоспорте — понятие относительное. Если опустить все профессиональные нюансы, то в велоспорте заработать можно исключительно на рекламе брэндов. Спонсоры вкладывают деньги в команду, а мы их рекламируем. К примеру, «Катюша» пользуется велосипедами марки Сanyon. Прибыль этой компании по итогам прошлого года составила 15 миллионов долларов. И львиная ее часть — доходы от рекламы. Что касается непосредственно призовых за победы в соревнованиях, то они сравнительно невелики, команду на них не прокормишь.


«Велоспорт — это сексуально!»

«Катюша» позиционируется в качестве российского проекта. Но в то же время ведущие роли в команде до сих пор играют иностранцы.


Без легионеров мы не сможем набирать необходимого минимума очков в зачет Мирового тура. Нам просто необходимы лидеры такого уровня, как тот же испанец Хоаким Родригес или норвежец Александр Кристофф. С другой стороны, их успехи — это хороший пример для российских спортсменов. Например, в этом году произошел явный прорыв сразу у нескольких наших молодых гонщиков — Юрий Трофимов побеждал на «Критериуме Дофине», Сергей Чернецкий вошел в пятерку лучших на сложнейшем Туре Пекина, Александр Порсев показывает равные результаты с сильнейшими спринтерами мира. По поводу того же Чернецкого могу сказать, что в конце сезона нам пришлось отстаивать свои права на него в борьбе с другой российской «конюшней» — Tinkoff-Saxo. Пришлось позвонить коллегам и сказать, что таким образом мы можем просто «поломать» молодого парня — ему пока рано думать о больших деньгах. Моя мечта — иметь в составе только российских гонщиков, но в системе сегодняшнего Мирового тура это пока, к сожалению, невозможно.


Кстати, о Tinkoff-Saxo. В итоговом рейтинге команда российского бизнесмена Олега Тинькова смогла опередить «Катюшу». Она для вас главный конкурент?


У наших команд немного разные задачи. «Катюша» изначально была задумана и реализована в рамках проекта развития велоспорта. Мы последовательно работаем над тем, чтобы отечественные велосипедисты получали возможность соперничать с сильнейшими спортсменами мира. В этом году мы взяли в команду Сергея Лагутина и Ильнура Закарина, так что число россиян у нас постоянно растет. В свою очередь, Tinkoff-Saxo, на мой взгляд, не столько гуманитарный проект, сколько финансовый. Соответственное там и отношение к россиянам — их в команде всего трое.


«Катюша» давно проводит сборы в Италии, Испании, Австрии. Да и базируется в Европе. Есть ли планы сместить акцент в сторону России?


Желание такое есть, но не все зависит от нас. В Европе куда легче решать организационные вопросы. Здесь все друг друга знают, все под рукой. К примеру, на сборах мы обычно занимаемся экипировкой спортсменов. Если какая-то деталь по той или иной причине не подошла, ее можно заменить буквально в течение суток. В России это заняло бы куда больше времени. Здесь и логистика играет свою роль, да и элементарная экономическая выгода. Плюс немаловажное значение имеет погода. Мы проводим сборы в декабре, а в это время на большей части территории нашей страны лежит снег.


«Велоспорт — это сексуально!»

Italian cyclist Giampaolo Caruso (2nd R) of Team Katusha

А как насчет проведения в России этапов Мирового тура? Неужели сложно организовать однодневную гонку, скажем, в Крыму, где и с рельефом проблем нет, и климатические условия подходящие?


Сейчас ситуация складывается весьма интересно. Из календаря выбыл Тур Пекина, и место пока свободно. Можно было бы провести эту гонку в России. Например, пропиарить тот же Крым — в октябре на полуострове отличная погода, много свободных отелей, есть неплохие дороги. И, поверьте, велосипедисты с удовольствием туда поедут. Это было бы здорово — вернуться на крымские дороги, изобилующие разнообразным рельефом. Но я понимаю, что вопрос лежит не только в спортивной плоскости.


Тенденции современного велоспорта сейчас выглядят более чем демократично. Все три европейских Гранд-тура — «Джиро д`Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта» — в последнее время берут старт в непривычных условиях — либо в других странах, либо в экзотических местах вроде авианосца. А ведь еще несколько лет назад все они проводились лишь в пределах, соответственно, Италии, Франции и Испании.


Это говорит о двух факторах, причем один вытекает из другого. Во-первых, организаторы преследуют экономические цели. Это и дополнительные средства от спонсоров, и совершенно другой уровень рекламы. К примеру, по моим данным, за те три дня, которые «Тур де Франс» провел в Британии, он полностью окупил свои затраты. Сейчас идут разговоры о том, что гонка может стартовать в Казахстане. Отсюда второй фактор — популяризация велоспорта. Чем больше стран будет охвачено, тем больше будет возможностей заработать деньги.


Кстати, о деньгах. Отразились ли на жизни команды принятые в отношении России экономические санкции?


Велоспорт можно назвать закрытым клубом по интересам. И в рамках этого клуба подобные вещи, поверьте, никого не интересуют. За последние два года «Катюша» стала достаточно престижным брэндом, который пользуется уважением как среди спортсменов, так и среди чиновников Международного союза велосипедистов. Если раньше на наших презентациях присутствовало считанное количество человек, то сейчас мы не знаем, куда деться от заявок. Спорт всегда к политике относился достаточно опосредованно. А уж велоспорт, который в последнее время является настоящим воплощением космополитизма, — и подавно.


«Велоспорт — это сексуально!»

Norway's Alexander Kristoff from Team Katusha (R) reacts after crossing the finish line to win the 207 km second stage of the Arctic Race of Norway between Honningsvag and Alta in Norway on August 15, 2014

В прошлом году название команды неожиданно промелькнуло в хрониках происшествий. У «Катюши» украли велосипеды. Как это могло произойти и нашлась ли в итоге пропажа?


Инцидент произошел на парковке отеля, расположенного недалеко от Флоренции. Злоумышленники украли сразу 14 велосипедов из технического грузовика команды. Среди похищенных были основные и запасные велосипеды трех гонщиков команды — Александра Колобнева, Юрия Трофимова и Сергея Чернецкого, которые в составе национальной сборной России должны были принять участие в мужской групповой гонке. К счастью, наши технические службы сработали профессионально и предоставили спортсменам запасных «коней», которые срочно доставили из другой части Италии. А вот воров полиция так до сих пор и не нашла.


Напоследок — об одной из главных проблем современного велоспорта, из-за которой он в последнее время лишился не только львиной части спонсорских денег, но и изрядной доли популярности. Допинг!


К счастью, эта проблема в последние годы теряет свою актуальность. Это происходит, с одной стороны, в результате ужесточения контроля и наказаний со стороны антидопинговых организаций, с другой — как вы правильно заметили, вид спорта лишился финансовой поддержки ряда спонсоров, в связи с чем команда сами начали жестко следить за подобными проявлениями. Когда проблема ставит на грань выживания даже не отдельные команды, а вид спорта в целом, невольно начнешь ею заниматься. Не могу сказать за всех, но лично мне случаи применения допинга в велоспорте за последние года два неизвестны. Все понимают, что делают общее дело, и руки при этом у всех должны быть чистыми.



Беседовал Дмитрий Клипин

шаблоны для dleскачать фильмы