Путешествие вокруг озера Иссык-Куль (ФОТО) / 08.09.14 / Азия / © РИА «Новый Регион»

Отдых Дата 16-05-2012, 12:15

Путешествие вокруг озера Иссык-Куль (ФОТО) / 08.09.14 / Азия  / © РИА «Новый Регион»
Фото Владимира Банникова, «Новый Регион-Азия»

Путешествие вокруг озера Иссык-Куль (ФОТО) 08.09.14 11:17

Кыргызстан, Бишкек, Сентябрь 08 (Новый Регион, Владимир Банников) – Лето – самое лучшее время года для отпуска. Желание людей сменить обстановку, отдохнуть вдали от дома, поваляться на горячем песочке под солнышком у моря, посетить красивые и живописные места вполне понятно. Несмотря на то, что уже наступила осень, команда РИА «Новый Регион-Азия» решила помочь своим читателям с выбором места отдыха, дать советы как спланировать отпуск с наименьшими финансовыми затратами, при этом отдохнуть на 5 с плюсом. На этот раз, мы оправились в путешествие вокруг озера Иссык-Куль. Кстати, это можно сделать и весной, и осенью, и даже зимой.

Каждый участник нашего тура посещал пансионаты киргизской жемчужины не один раз. Некоторые отдыхали в частных гостиничных домах, другие в зимнее время ездили в Каракол на горнолыжную базу (это я про активный отдых зимой), а у одной их наших спутниц и вовсе родители живут в Иссык-Кульской области. Всех нас объединило желание посетить как можно больше исторических мест Киргизии, полюбоваться красотами природы. Евгения Дружинина, историк-колумнист, которая не однократно отправлялась в научные экспедиции по Иссык-Кульской области, рассказывала нам об исторических событиях, происходящих в регионе.

Наше шестидневное автопутешествие началось в 5-30 утра, именно в это время за мной заехал наш технический специалист Семен Ахрамеев, а на время поездки водитель «кареты НР-Азия». Собрав всех членов экипажа, и компактно упаковав вещи в небольшую машинку, из города на объездную трассу мы выехали, когда стрелки часов показывали ровно 6-00. Отмечу, что поездка на Иссык-Куль всегда требует огромного количества вещей: тёплые одеяла, куртки и т.д. Погода в этой области КР весьма непредсказуема, и нужно быть готовыми к любым погодным условиям.

До Балыкчи (город Рыбачий) по трассе, которая с каждым годом становится всё лучше и лучше, мы при скорости не больше 70 км/ч добрались за три часа. Заправиться лучше всего здесь же, так как по южной стороне Иссык-Куля современные АЗС есть лишь в Караколе. По всему пути до этого города то же встречаются полуразвалившиеся заправочные станции времен Советского Союза, но доверия они нашему водителю не внушали.

Совет автолюбителям, которые решатся проехать по южному берегу Иссык-Куля, от нашего пилота Семёна: «Дорога вокруг Иссык-Куля относительно хорошая, встречаются, правда, и участки с неровностями. В общем, путь от Бишкека вокруг озера и обратно, с учетом заездов в ущелья и посещения прочих интересных мест, составил около 1000 км. Конечно, при планировании путешествия стоит учитывать мощность автомобиля и потребление топлива. При объёме двигателя моей машины в 1,5 литра на всю дорогу ушло около 60 литров. При этом расход бензина был больше по дороге в сторону Каракола, т.к. она шла вверх. Если вы собираетесь объехать Иссык-Куль с южной стороны, то стоит заправить автомобиль в Балыкчы, потому что заправок до самой Тамги вы не встретите. Для того, чтобы ваш автомобиль после поездки не требовал ремонта, желательно отправляться в путь на машине с высокой подвеской. В противном случае в некоторых отдалённых районах проехать не получится. Например, мы не смогли добраться до пяти озёр в Григорьевском ущелье именно из-за низкой посадки машины. Водителям могу порекомендовать хорошо выспаться перед дорогой и делать остановки хотя бы каждые 100 километров пути. Так вы и машине дадите отдохнуть, и сами немного разомнётесь».

Наши ожидания увидеть красивые природные ландшафты на южном берегу себя не оправдали: практически всю дорогу мы наблюдали пустынные горные пейзажи. В сёлах – завалившиеся на бок домишки, неухоженные погосты, всюду посётся скот…. Как пошутила наша спутница Лада: «Мы путешествуем словно по маршруту Фродо Беггинса из фильма «Властелин Колец», не хватает только одинокой горы и Ока Саурона». Кстати, одинокую гору на Иссык-Куле мы всё же нашли, но она вряд ли подошла бы для съёмок картины.

Когда машина свернула с трассы на грунтовую дорогу, по которой пришлось двигались больше 10 км, наш экипаж хорошо потрясло. Периодически нам приходилось выходить из авто, дабы техника смогла проехать. Мы же шли молча и завидовали пассажирам джипов, глотая пыль от проезжающих мимо нас внедорожников. Дойдя до Мёртвого озера (Солёное озеро), мы упёрлись в шлагбаум, где за проезд с нас сняли по 50 сом с человека. Сразу за ним наш «НР-мобиль» облепили продавцы различных национальных блюд, которые в один голос кричали: «Жареная форель!», «Ашлям-фу!» и при этом показывали пальцем на юрты, где все эти лакомства подаются. Нам очень трудно было отказаться о предложения: «Заходите россияне, у меня всё очень вкусно, зуб даю!. Если не понравится – можете не платить». Отмечу, что люди на южной стороне Иссык-Куля очень приветливые и доброжелательные: никто не отказывал в помощи, все с нами здоровались, причём общались только на русском языке. Многие машины и даже сбруи лошадей украшены георгиевскими ленточками.

Так как до Солёного озера мы добрались к 12 часам дня, уже желающих искупаться в необычайном водоёме было много, поэтому долго искали на побережье место под солнцем. Пришлось выстоять очередь и в раздевалку. Однако оно того стоило. Войдя в воду, сразу ощущаешь свежесть и невесомость. Около двух часов мы плавали и даже переплывали озеро, что у меня лично получилось впервые. Некоторые отдыхающие намазались лечебной грязью. Среди нашей команды таковых любителей не нашлось. Перекусив бутербродами, мы сели в машину и поехали дальше, чтобы смыть стягивающую кожу соль. Отмечу, что вода на южном побережье кристально чистая, прозрачная. Сквозь водное полотно видно разноцветное каменистое дно. В некоторых местах, пройдя метров десять – воды по пояс, в других же, кажется, что ты вот-вот дотронешься до этих чудесных камней, но, увы – не получается, глубоко. Это прозрачная вода создает подобную иллюзию.

Следующий пункт остановки – Каракол. Дорога заняла пару часов. Периодически приходилось останавливаться и спрашивать дорогу, так как указателей фактически нет. Именно это усложняет любые путешествия не только вокруг жемчужины Киргизии, но и по всей республике. Еще одна проблема – это отсутствие туалетов по трассе. Многие кусты у дороги загажены уже настолько, что запашок чувствуется задолго до подхода к этому месту. Поэтому необходимо запастись большим количеством влажных, антибактериальных салфеток, пригодятся. Если и встречаются «комнатки удобств», то они в ужасно плачевном состоянии с жутким запахом.

В Караколе, покружив немного по городу, мы нашли гостиничный дом, где и разместились. Итого – 500 сом за сутки + завтрак – условия вполне комфортные, есть туалет и душ на этаже, недорогое кафе, стоянка для машин. На заметку водителям, при выезде со стоянки стоит очень внимательно посмотреть по сторонам, так как места для манёвра мало (наш автомобиль получил царапины), и можно зацепить бортик.

Проснувшись в Караколе, мы первым делом отправились в Интродукционный парк, расположенный на высоте 2036 м. над уровнем моря. На входе у шлагбаума нам пришлось оставить машину и подниматься пешком. Это, пожалуй, единственное место, где с нас не взяли плату за вход. Пройдя немного, мы наткнулись на табличку с надписью: «Парк заложен в 1949 г. с целью изучения влияния экологических условий на рост древесных пород инорайонного происхождения. Работы по интродукции растений под руководством Д.Б.Н. профессора Гана П. А. и заведующего Теплоключенского ЛОХ Фатунова В. П. В настоящее время на территории парка произрастает 150 древесных и кустарниковых пород различного географического происхождения. Многие из них прошли длительные испытания в лесных культурах, а так же используются в озеленении прибрежной зоны озера Иссык-Куль и городов Киргизии». Поднявшись выше, можно увидеть разнообразие деревьев и кустарников, кстати, на многих есть бумажки с названием пород культур. Кругом напоминалки о том, что мусорить нельзя, попался и постер с бабушкой, которая держит в руках табличку с надписью «ты же сильный мужик, донеси мусор». Есть и такая: «Нагулялся, накатил, закусил. Тебе хорошо, а лесу плохо, забери мусор с собой. ПОЖАЛУЙСТА». В целом парк – чистый, но встречаются следы и безграмотных людей, коим не удалось прочесть просьбы лесной администрации. Пришлось Ладе вытащить из моего рюкзака небольшой пакет и собрать немалое количество пластиковых бутылок, оставленных горе туристами, чтобы выбросить. Гуляя на свежем воздухе наша компания не заметила, что всё дальше углублялась в зону заповедника. Кристина бегала вокруг бабочек и кузнечиков, пытаясь сфотографировать их, а Семён старался запечатлеть удачный кадр с ней. Моё же внимание привлекла табличка, гласящая, что в этом парке был первый президент суверенной Киргизии Аскар Акаев. Данную табличку не убрали, но и ухаживать за ней перестали, и она вся заросла крапивой так, что близко к ней не подойти.

После прогулки на свежем воздухе мы решили отправиться на поиски городского пляжа. Долго плутали вначале по городским улицам, так как указателей в Караколе практически нет. Это создаёт огромные трудности для туристов. Один из таксистов нам указал путь к музею Пржевальского, сказал, что сразу за музеем находится и городской пляж.

Вход в музей нам обошёлся чуть меньше доллара, правда, пришлось схитрить, сказать, что мы не туристы, а местные. Для иностранцев в этой республике всё дороже, минимум в два раза. Сквер музея часто посещают свадебные кортежи. Молодожёны и их гости фотографируются на фоне памятника великому русскому путешественнику. В здании музея, что рядом с могилой Пржевальского, хранятся вещи путешественника, включая огромный глобус, походную кровать и ружьё. Пройдя весь комплекс, мы продолжили поиски пляжа.

Покружив немного, решили попросить помощи у первых попавшихся местных. Ими оказались проезжавшие мимо два мальчика в возрасте 6-8 лет. Они объяснили нам, что пляж остался позади, и мило предложили последовать за ними, так как они направляются в ту же сторону. Дорога была зигзагообразная, вдоль окологородских трущоб. Когда мы уже в конец потеряли всякие ориентиры, юные велосипедисты остановились и задали нам вполне взрослый вопрос:

– А что нам за это будет?

Мы, конечно, растерялись и предложили им выбрать вознаграждение самим. Они, не долго думая, заявили, что хотят 40 сом (чуть меньше доллара). Пришлось согласиться, и колонна, состоящий из двух велосипедов и автомашины, продолжила путь. Через пять минут мы остановились у крутого обрыва, с которого был виден тот самый городской пляж, правда до него было ещё километра два. Ребята быстро сориентировались и подчеркнули, что их просили показать пляж, а не проводить до него. Получив свой гонорар, они отправились его тратить. А мы продолжили поиски дороги к озеру. Пляж мы всё же нашли, спустя минут 20, но ожиданий он наших не оправдал. Грязный, с огромным количеством людей, очень грязной водой у побережья и к тому же холодной.

Из этого мы вынесли две вещи: первая, что местные жители хоть и очень приветливые, но с ними нужно быть на чеку, обмануть и заработать они готовы всегда, и второе – центральный пляж Каракола – не лучшее место для отдыха.

Мы взяли курс на излюбленный уже большинством туристов северный берег Иссык-Куля. К вечеру уже были в славном местечке под названием Григорьевка. Небольшое село, в котором стоит острая проблема нехватки питьевой воды, людям приходится ходить к колонке и набирать воду вёдрами. Местные жители, приютившие нас, очень просили поднять эту проблему и осветить на страницах нашего издания, что мы и пообещали сделать.

Следующий день наша команда решила посвятить день пляжному отдыху и отправилась на пляж пансионата «Жаштык» Киргизско-Российского Славянского университета. Ухоженная территория, чистый песочек, урны для мусора, хорошая вода…

Далее наш путь лежал в одно из самых известных мест северного берега – Григорьевское ущелье. Вход по доллару с человека, дорога достаточно крутая, грунтовая. Местные продавцы очень навязчивые, предлагают то шашлык, то мёд, то ещё что-нибудь. Однако природа в этом месте очень красивая, мы полдня карабкались по горам, разглядывали различных насекомых, птиц, растения. Фотографировались у водопада и катались на лошадях. Стоимость проката лошади от 15 до 20 сомов за минуту. Но стоит быть осторожными, владельцы коней стараются заговорить всадника и покатать больше, чем оплачено, дабы срубить побольше «капусты». Для них это бизнес, а в бизнесе главное – прибыль.

В горах у дороги можно заказать горную форель, здесь же всем желающим предоставят возможность самому вытащить её из реки, поджарят всего за 3 доллара. Мы решили попробовать и буквально через 20 минут нам принесли готовое блюдо из рыбки с картофелем-фри и салатом из огурцов и помидоров. Предложили чай и прохладительные напитки. Плотно перекусив, мы отправились дальше в курортный городок Чолпон Ата, остановились в частной гостинице на второй линии за 5 долларов в день. Номер советского образца – пять кроватей и столик у окна, телевизор и светильник. Туалет в корпусе был один на этаже, душ в соседнем – здании. Городской пляж находился в 30 минутах ходьбы, многим лучше каракольского, но контингент посетителей – похожий. Нами было замечено, что туристы из России и Европы стараются убрать за собой мусор, очень культурно себя ведут на пляжах, чего не скажешь о местных жителях и приезжих из Казахстана, те бьют бутылки, выкидывают стекло в воду, закапывают мусор в песок, плюют и очень громко матерятся. Мы старались не обращать на это внимание, всё же у нас был последний день отдыха в этом уникальном месте, на озере Иссык-Куль. Наша команда осталась довольна отдыхом, мы провели его с пользой для здоровья, узнали много нового о Киргизии. Если кто-то из вас, дорогие читатели ещё не съездил в отпуск, то Иссык-Куль ждёт вас. Здесь есть всё для отдыха в любое время года.

В центре города Каракол – расположен красивейший памятник архитектуры – Свято-Троицкая православная церковь

Стоимость проката лошади от 15 до 20 сомов за минуту

Излюбленный уже большинством туристов северный берег Иссык-Куля

РИА «Новый Регион-Азия» продолжит публиковать репортажи из Киргизии, чтобы читатели смогли побольше узнать об этой стране.