Дмитрий Костальгин: Третий раз на те же грабли

Экономика Дата 1-06-2016, 06:23
Чем обернется для бизнеса и госбюджета введение налога с продаж
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер компании Tax Advisor

Дмитрий Костальгин:
Третий раз на те же грабли

Власти планируют ввести налог с продаж уже с 1 января 2015 года. Предполагается, что ставка налога в 3 процента обеспечит бюджетам регионов дополнительные 200 миллиардов рублей ежегодно. При этом идея повышения налога на добавленную стоимость (НДС) до 20 процентов формально отклонена. Это будет третья попытка ввести налог, ранее признававшийся Конституционным судом противоречащим Основному закону.


Продал — плати

Налог с продаж взимался в России в 1998-2003 годах. Однако в 2001 году КС вынес вердикт, согласно которому налог был признан неконституционным. Однако позиция суда по этому вопросу была довольно интересной. Ее суть заключалась в том, что взимать неконституционный налог можно, но недолго. Как недолго, решает опять суд. В 2003 году «новый» налог был снова признан неконституционным, и снова было разрешено повзимать его еще годик.


Неконституционный характер налога с продаж в первую очередь связан с неисполнимостью и неясностью положений закона и неточностью формулировок. Налогом с продаж облагаются продажи конечному потребителю — физическому лицу. Но индивидуальный предприниматель тоже физическое лицо. Соответственно, товар, приобретенный им для последующей перепродажи, будет обложен налогом дважды. Однозначно определить, приобретен товар физическим лицом для себя или для предпринимательской деятельности, невозможно.


Серьезные проблемы налога были связаны и с администрированием. Он прописан таким образом, что попытка собирать налог приводит к необходимости контролировать каждую точку продаж. Будь то место на рынке или 50 кассовых аппаратов в супермаркете. Понятно, что проверить 100 процентов всех точек физически невозможно. По разным оценкам, собираемость налога и раньше была на уровне 30 процентов. Сейчас доля сетей в рознице хоть и выросла, но составляет менее 50 процентов. Поэтому область для необходимого контроля все еще весьма и весьма обширна. Да и не все такие ритейлеры готовы принимать безналичную оплату. Ограничение наличных денег — отдельный больной вопрос, который крайне медленно решается.


Чем же третья модификация налога с продаж лучше двух прежних? Судя по предлагаемому законопроекту, ничем. Налог все так же содержит основные проблемы предыдущих версий: те же неконституционные положения, так же не решена проблема обложения индивидуальных предпринимателей. Объективно говоря, это просто калька налога версии 2002 года.


Как и ранее, основное бремя налога будут нести налогоплательщики с низкими доходами. Пострадать может и настоящий малый бизнес на «упрощенке»: если сейчас платят 6 процентов с выручки, то с новым налогом будет 9 процентов. Увеличение в полтора раза!


А вот в отношении дорогостоящих товаров (недвижимость, автомобили) наверняка возродятся различные старые схемы ухода от налогов (векселя, зачеты, квазизаймы и т.п.). Кому же пойдет на пользу введение налога? Декларируется, что налог повысит доходную часть региональных бюджетов. Но у регионов проблемы с собираемостью своих основных налогов (имущество, земля, транспортный налог) хронические. Нелогично — проблемы с администрированием имеющихся не решены, а добавляется еще один.


Так что налоговой службе, которой придется снова взяться за новый-старый налог теперь не позавидуешь. По статистике, налоговая служба контролирует лишь 14 процентов кассовой техники. При этом на двух третях проверяемых точек продаж выявляются нарушения. А это означает, что проверки должны охватывать всю технику.


Заткнуть дыру

Итак, главная причина, по которой правительство собирается вводить налог с продаж — это дефицит региональных бюджетов. Но возможно, имеет смысл сначала оценить, можно ли заткнуть дыры в бюджете, просто увеличив собираемость имеющихся региональных налогов. Возьмем хотя бы попытку возложить повышенное бремя на граждан со сверхдоходами. Идея с тем же налогом на дорогие автомобили была фактически провалена из-за неудачных формулировок закона, позволяющих легально избежать высокого налога. Однако налоговые лазейки в транспортном налоге так и не были закрыты.


Другой пример: введение налога на недвижимость физических лиц. Оно в очередной раз откладывается, поскольку государство не может в XXI веке выяснить, кому принадлежит недвижимость на территории страны. Хотя некоторые регионы так преуспели в искусственном увеличении налога на имущество через индексацию инвентаризационной стоимости, что части людей приходят платежки с суммами, превышающими месячную зарплату. В то время, как другая часть спокойно ничего не платит.


Так стоит ли теперь вводить еще и налог с продаж? И не получится ли в итоге, что пара регионов что-то и соберет, но консолидированные сборы налогов из-за налога с продаж упадут?

шаблоны для dleскачать фильмы