Один на всех

Политика » Россия Дата 5-10-2017, 13:33
Кому нужны единые школьные учебники по истории, русскому языку и литературе
Один на всех

Для российских школьников напишут единые учебники не только по истории, но также по русскому языку и литературе. Депутат Госдумы Ирина Яровая предложила принять закон о единых учебниках уже в осеннюю сессию. Парламентарий уверена, что единые учебники должны стать ориентиром при подготовке к ЕГЭ. Необходимость унификации Яровая объяснила и тем, что на государстве лежат «прямая ответственность и конституционная обязанность обеспечить качественное единство образования».


По данным газеты «Известия», разработкой концепции учебников скоро займется рабочая группа при министерстве образования, в которую входят представители президентской администрации, Минкульта, Российской академии наук (РАН), а также филологи, учителя и составители учебников.


Предполагается, что первым в среднюю школу попадет единый учебник истории. На написание учебного пособия уйдет от полутора до двух лет, но внедрять в жизнь эти стандарты будут начиная со следующего учебного года. Новая концепция преподавания истории уже готова, теперь на ее базе составят задания ЕГЭ и другие экзаменационные материалы. До тех пор пока не появится универсальный учебник, в школах будут использовать имеющиеся, подпадающие под новую концепцию, издания.


Материалы по теме
14:05 9 июня 2014

Один на всех


«С чувствительными темами надо обращаться осторожно»
Зачем в российских школах будут изучать Олимпиаду в Сочи и присоединение Крыма

К слову, утверждал подготовленную историками концепцию российский президент. В ее основе, по мнению Владимира Путина, должна была лежать объективность и непредвзятость вместе с любовью к Родине. По мнению президента, у россиян имеются проблемы с объективной оценкой поступков предков — вольно или невольно их заслуги преуменьшаются. «Объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет», — наставлял президент.


«Главное — концепция подразумевает многофакторный подход: на ход истории влияют очень многие обстоятельства, она никогда не бывает черно-белой. Воспитательная функция будет реализована через показ всех спектров жизни страны: не только грандиозных побед, но и трагедий», — заявил в ходе презентации руководитель рабочей группы по созданию концепции, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.


В соответствии с концепцией, в курсе истории России «татаро-монгольское иго» будет заменено «ордынским игом», а Октябрьскую и Февральскую революции объединят в Великую российскую революцию.


Перемены ждут и курс литературы. Его планируется привести в соответствие с концепцией единого учебника истории, чтобы убрать встречающиеся там нестыковки. Например, сейчас школьники проходят «Войну и мир» Льва Толстого раньше, чем Отечественную войну 1812 года.


С инициативой написания единого учебника литературы два года назад выступил председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.


Один на всех

Павел Пожигайло

«На сегодняшний день мы имеем опасное разнообразие учебников, которые имеют малое отношение к исследованиям литературы», — заявил Павел Пожигайло в беседе с корреспондентом «Ленты.ру». Среди всего многообразия, представленного в школьных библиотеках, есть идеологизированные, субъективные учебники, иногда выражающие крайне агрессивные позиции. Несмотря на наличие выбора, ученики пользуются единственным пособием, и таким образом им навязывается точка зрения автора.


А вот учебника, который был бы «объективен к писателям и их позиции», нет. Поэтому представитель Общественной палаты ратует за создание линейки единых учебников, где не навязывается точка зрения, кто хороший, кто плохой. В этих учебниках параллельно будут рассматриваться Островский и Достоевский, Пушкин и Лермонтов, чтобы ученик увидел разные позиции. По замыслу Петра Пожигайло, учебник должен быть глубоким, интересным и побуждающим к творчеству. «Мы, фактически, сегодня проходим целину. Никто никогда не создавал подобный учебник», — поделился он.


По мнению инициаторов, этот учебник должен еще и воспитывать. «У молодого человека возникает миллион вопросов: как я должен относиться к Родине? К другому человеку? И на уроках литературы не напрямую, а на примере произведений можно этому научить. Многие писатели, будь то Бальзак или Пушкин, в своих произведениях говорили про смысл человеческой жизни, отвечали, что такое человек. На уроках литературы вместе с задачами передачи школьникам художественного мироощущения человек усваивает поведенческие образцы», — считает он.


Концепция такого учебника, по словам Петра Пожигайло, готова на 80 процентов, и над ней работали 40 специалистов со всей России. 28 из них, как подчеркивает собеседник «Ленты.ру», — доктора наук и профессора. Однако до появления учебника должно пройти около трех лет. Еще предстоит выработать методологию и программу, и только после этого можно будет браться за написание.


Однако в целом у большинства преподавателей и экспертов идея единых учебников вызывает недоумение.


«С образовательной точки зрения никаких единых учебников не бывает. Бывает единственный учебник, как в советское время. Но для этого нужно иметь представление о литературе как о чем-то идеологически монолитном, неизменном, неживом — как о кладбище цитат. Это представление о литературе давно умерло», — рассказал литературовед, автор нескольких учебников Александр Архангельский.



Один на всех


Александр Архангельский

Такой учебник, по мнению литературоведа, не нужен, если не было принято решение «по факту уничтожить статью Конституции, запрещающую единую идеологию в стране», и если у властей нет задачи использовать литературу и историю в качестве «дымовой завесы» для формирования единой идеологии.


«Это вопрос политики и нашего будущего, а не школьного образования, — подчеркивает он. — Это борьба за политическое влияние и связанный с ней бизнес. Если у вас одновременно действует 15-20 линий учебников, то тиражи у вас ограничены. А если у вас 3 версии единого учебника (общеобразовательный, сложный и для национальных школ), то посчитайте прибыль. Идеологизированный патриотизм всегда приводит к коррупции», — полагает Александр Архангельский.


Также он удивлен, что идею единых учебников поручено лоббировать людям, не занимающихся образованием. Ирина Яровая, выступившая с этой инициативой, возглавляет комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.


Учитель русского языка и литературы московской школы номер 57 Сергей Волков, тем временем, считает, что появление новомодного учебника по литературе будет иметь меньшее влияние, нежели учебник истории. На уроках литературы читают не учебники, а художественные тексты, и именно они являются «объектом изучения, внимания и центром Вселенной».


«В этом смысле озабоченные озимые депутаты и хоровые зажигательные дирижеры могут на деньги президентских грантов сочинять что угодно — не заработает, не пригодится, будет лежать в уголку неразрезанным», — писал учитель Волков на своей странице в Facebook.


«Настоящие кнопки все равно в руках у учителей. Даже если все школы будут завалены единым учебником по самое не могу, эти кнопки отобрать у нас невозможно. Пока наш рот не залепят глиной», — добавил он.


Научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский согласен, что унификацией проблему качества образования решить нельзя. «Дети плохо знают литературный язык не потому, что учебники плохие, а потому что ситуация с языком и литературой принципиально изменилась за последние 50 лет. Появился интернет, общество стало открытым, масс-медиа, субкультуры разные… Соперничество с литературой очень сильное», — объяснил он.


Языковая проблема стоит еще острее: правильный литературный русский язык мешает успешной социализации.


«Если ты хочешь построить карьеру, быть успешным, иметь высокую зарплату — тебе надо общаться с людьми, которые принимают решения, на их языке, а это далеко не тот язык, который преподают в школе. В этом смысле проблема гораздо сложнее, и ее решить таким простым кавалерийским способом, сделав один учебник, нельзя», — убежден Александр Адамский.

шаблоны для dleскачать фильмы