Бессребреники кленового листа

Спорт Дата 28-03-2016, 22:25
Канадские клубы не могут выиграть Кубок Стэнли уже 21 год
Бессребреники кленового листа

Рене Бурк, «Монреаль Канадиенс»

В ночь с пятницы на субботу из розыгрыша Кубка Стэнли вылетел последний канадский клуб — «Монреаль Канадиенс» проиграл 0:1 шестой матч серии финала Восточной конференции «Нью-Йорк Рейнджерс», вновь оставив Канаду без главного трофея Национальной хоккейной лиги. Выиграть Кубок Стэнли канадцы не могут уже на протяжении 21 года.


Две даты, разделенные столетием: 1893 — впервые вручен трофей лорда Стэнли, 1993 — «Монреаль» становится последней канадской командой, выигравшей серебряную чашу. С 24 Кубками Стэнли «Канадиенс» и по сей день вне конкуренции, а есть ведь еще и «Торонто» с 13 победами, «Оттава», выигравшая десяток c учетом незапамятных времен и т.д. Но в тот момент когда «Рейнджерс» выбили «Хабс» в полуфинале нынешнего розыгрыша, безвыигрышная серия канадцев разменяла третий десяток.


Еще относительно недавно была даже такая хоккейная канадская примета — на протяжении всей своей истории хотя бы раз в десятилетие «Монреаль» выигрывает серебряную чашу лорда Стэнли. В лучшие времена выигрывал и куда чаще, но минимальный рубеж успешности всегда выдерживался строго: хотя бы раз за десятилетие. Так было на протяжении почти целого века вплоть до окончания прошлого тысячелетия.


Глобально все попытки объяснения, почему уже на протяжении 20 сезонов выигрывают только американцы (сезон 2004/05 был отменен из-за локаута), можно разделить на три основные группы. Первая сводится к попыткам доказать, что маловероятное событие еще не означает удивительное. Во второй идет поиск некой экономической базы. Третья группа версий выглядит удивительно, но даже у нее есть попытки обоснования. Речь о том, что «слишком хорошо — тоже плохо» и беды канадских клубов от слишком большой любви к ним собственных болельщиков.


Математика, или «всякое бывает»

С одной стороны, конечно, бывает действительно всякое, но чисто математическая вероятность подобного расклада крайне мала. В сезоне 1993/94 восемь из 26 клубов НХЛ представляли Канаду, это 31 процент. К 2000/01 процент упал до 20 (6 из 30 клубов). В 2011 году «Атланта Трэшерс» превратились в «Виннипег Джетс». Возвращение хоккея в Виннипег повысило долю до 23 процентов.


Бессребреники кленового листа

В 2011 году большой хоккей вспомнил про Виннипег. На фото голкиперы «Джетс» Ондржей Павелец и Майкл Хатчинсон

Если исходить из популярного тезиса «на старте у всех равные возможности», то даже без учета последнего сезона вероятность, что за два десятка лет канадский клуб хотя бы раз должен был выиграть — 99,2 процента. То есть шанс нынешнего развития событий катастрофически мал — 0,8 процента, или 125 к 1.


Понятно, что на самом деле тезис про равные возможности — это преувеличение. Кубок Стэнли (как и любой престижный трофей) нечасто выигрывается середнячком, просто попавшим в плей-офф, гораздо чаще он достается одной из лучших команд чемпионата. 12 из 19 клубов, выигрывавших кубок за два десятилетия, были посеяны под номером 1 или 2 в конференции. И вот здесь наглядным становится кленовый дефицит: лишь 14 процентов клубов, занимавших первые два места в конференциях, представляли Канаду. Если добавить в уравнение так называемый power rating, то получится, что только дважды — «Оттава» в 2005/06 и «Ванкувер» в 2010/11 — на старте плей-офф были главными фаворитами.


Но даже при таком, более подробном методе исчисления вероятности, шансы канадского триумфа хотя бы единожды за два десятилетия, все равно — 97,5 процентов. То есть процентная вероятность неудачи конечно подрастает с 0,8 до 2,5, но все равно это удивительно маловероятно…


Бедность — не порок

Есть версия, что во всем виноваты деньги (в принципе, такая версия найдется всегда и по любому поводу). Отчасти ее можно считать справедливой, но именно отчасти. По данным Forbes, за сезон 2011/12 шесть из семи канадских клубов имеют болельщицкую базу свыше 700 тысяч человек, считающуюся гарантией прибыльности. Все шесть логично оказались в прибыли. У «Виннипега» фан-база — 560 тысяч (и самая маленькая в НХЛ 15-тысячная арена), но и «Джетс» прибыльны. Всего за сезон 2011/12 канадские клубы заработали 219 миллионов, американские — 31 миллион долларов. Собственно, за вычетом традиционно прибыльных «Рейнджерс», остальные американские клубы в основном теряли, а не зарабатывали.


Важно понимать, что цифры за сезон 2011/12 не имеют никакого отношения к первому из двух десятилетий. До локаута 2004/05 экономическая система НХЛ позволяла клубам тратить столько, сколько хочется, «потолок зарплат» появился именно после локаута. Канадская же экономика долокаутного периода чувствовала себя менее уверенно, чем сейчас. И канадский доллар был ощутимо слабее американского. Поэтому сегодняшние отличные доходы канадских клубов и уверенный паритет североамериканских валют могли бы кардинально улучшить ситуацию для Канады, но только в предыдущей экономической модели.


Так что можно говорить о каком-то невезении — пока правила позволяли иметь неограниченный бюджет, этому мешала экономика. Теперь же, когда экономические показатели канадцев стали выглядеть превосходно, вкладывать неограниченно в бюджет не позволяет «зарплатная корзина».


Любовь зла

Серьезного отношения этот тезис не вызывает, однако с приведенной фактической базой выглядит любопытным, пусть и нелепым.


Общеизвестный факт — Канада, по большому счету, единственная страна в мире, где хоккей не просто популярный вид спорта, а самый популярный «в одну калитку». В США НХЛ занимает лишь четвертое место среди профессиональных лиг по популярности. Возьмем для сравнения Канады и США частоту запросов в поисковике Google. В среднем, при расчете на человека, НХЛ в Канаде гуглили в семь раз чаще, чем в США, показывая, что 54 процента граждан Страны кленового листа являются болельщиками НХЛ, то есть это 18,5 миллионов в стране с населением в 34,5 миллионов. Если бы количество команд в лиге было пропорционально степени интереса к хоккею, то у Канады было бы 12-14 клубов. Но в реальности их лишь семь. Это, естественно, говорит за то, что у канадских клубов в среднем куда большая болельщицкая база.


В качестве хорошего примера можно использовать Торонто. Кубка Стэнли тут не видели без малого полвека, но проблема «лишнего билетика» здесь актуальна всегда. За сезон количество людей, не попавших на матчи «Мэйпл Лифс» из-за отсутствия билетов — 800 тысяч человек. То есть примерно столько же, сколько счастливчиков, на матчи попавших. При этом предел мечтаний болельщика «Торонто» за эти сезоны — выход в плей-офф. Но менее чем за десятилетие билеты на матчи «Кленовых Листьев» подорожали почти вдвое. В 2005/06 средняя цена билета составляла 75 долларов, а в прошлом сезоне уже 140. И вот из того факта, что даже провальный результат не способен отвратить канадцев от их команды, следует попытка доказать, что канадским клубам попросту нет смысла особо упираться — болельщики их и так любят.


Бессребреники кленового листа

Болельщики «Торонто Мейпл Лифс»

И все же, зная не только масштабы любви к хоккею, но и невероятную требовательность к своим хоккеистам в Канаде, тезис этот представляется нелепым. К тому же несложно найти и реальные аргументов против. Например, у канадских команд больше скаутов, нежели у американских. Команда, которую не беспокоит результат, вкладываться в скаутов точно не будет. А у «Торонто», «Монреаля» и «Ванкувера» по 20 скаутов при среднем по НХЛ количестве в 15.


В результате на сегодняшний день нет ни одной общепринятой теории, объясняющей, почему канадские клубы уже 20 сезонов подряд не выигрывают Кубок Стэнли. И получается, что виной всему одно большое канадское невезение. И если на международной арене, канадцы очевидно доминируют, выиграв три последние Олимпиады из четырех, то на клубном уровне безнадежно проигрывают американцам. Уже двадцать раз подряд…



Александр Ткачев

шаблоны для dleскачать фильмы