Язык «Экспо»

Культура Дата 31-10-2013, 17:30
Представили российский проект на Венецианской архитектурной биеннале
Язык «Экспо»

Российский павильон на биеннале в Венеции

В Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» представили концепцию российского павильона на 14-й Венецианской архитектурной биеннале — крупнейшей международной выставке, которая пройдет в Италии с 7 июня до 23 ноября. Куратором форума в этом году назначен известный голландский архитектор Рем Колхас. Он выбрал необычную для биеннале тему «Основы» (Fundamentals), которая предполагает взгляд на последние 100 лет мировой архитектуры, вопреки традиции посвящать выставки современным тенденциям. Это будет история о том, как каждая страна за сто лет впитала язык модернизма и как адаптировала его под свои национальные идеи.


Русским павильоном занимается Институт «Стрелка» и кураторы Антон Кальгаев, Брендан Макгетрик и Дарья Парамонова. Они создали проект под названием «Вполне справедливо» (Fair Enough). Выглядеть он будет «как продажа идей»: русский павильон разделят на стенды, как на ярмарках, в каждом из которых будут сидеть представители выдуманных компаний (всего их 20), представляющих одну из архитектурных идей ХХ века. Например, компания Financial solutions представляет на своем стенде программу по сносу и улучшению памятников архитектуры, таких как гостиница «Москва» на Манежной площади. Их девиз «так же, но лучше» (the same but better). Другая компания будет представлять московское метро.


«У нас получилась очень информационно насыщенная и эклектичная экспозиция. На каждом стенде будет лежать печатная продукция, рассказывающая об идеях этих выдуманных компаний, так что зрители смогут унести часть экспозиции с собой. Нашим проектом мы не пытаемся сказать, что есть какая-то целостная картина, наоборот, хотим показать разнонаправленность русской архитектуры», — объясняет архитектор Дарья Парамонова.


«Мы разговаривали с экспертами, их было больше 50 и со многими встречались не однажды. Идея сделать проект именно таким пришла не сразу, а только на четвертом месяце работы», — говорит культуролог Антон Кальгаев. Рассказать о противоречивости русской архитектуры в ретроспективе, не делая при этом из проекта историческую выставку — задача не из легких. «Нам важно было подчеркнуть, что русские архитектурные идеи ХХ века актуальны до сих пор по всему миру», — рассказывает Кальгаев.


Первые четыре дня работы экспозиции в павильоне будет идти перформанс режиссера и художника-постановщика Филиппа Григорьяна: на каждом стенде будут работать продавцы-консультанты, готовые рассказать о концепции своей компании. «Мы специально не стали брать актеров, а позвали профессионалов, чтобы они могли отвечать на вопросы посетителей и свободно ориентироваться в теме, а не просто повторять заученный текст», — рассказывает Григорьян. А когда перформансы закончатся, можно будет скачать мобильное приложение с аудиогидом — без объяснения публика не останется.


В 1996 году Юрий Аввакумов устроил что-то подобное: в русском павильоне в синих ящиках показывали нереализованные архитектурные проекты. В отличие от Аввакумова, российский проект этого года покажет только реализованные идеи, говорят кураторы. На проект было потрачено 46 миллионов рублей, из которых только 10 получено от государства, остальное — частная инициатива.


Кроме основной программы биеннале в Арсенале и садах Джардини, пройдет параллельная, в рамках которой на выставке Urban Moscow в церкви Санта Мария делла Пьета будут представлены перспективы развития общественного пространства Москвы.

шаблоны для dleскачать фильмы