Историки Великобритании и Франции до сих пор оспаривают пальму первенства в вопросе, которую из этих стран следует считать родоначальницей такси. И те, и другие правы. Пассажирский извоз как таковой, безусловно, зародился в Великобритании (вспомним знаменитые лондонские двуколки — кэбы), Франция, между тем, стала родоначальницей современного автомобильного такси, так как именно здесь были заложены традиции и созданы узнаваемые по сей день каноны этого вида бизнеса.
Предшественники автомобильного такси – конные экипажи (кэбы и фиакры)
Итак, первые организованные платные перевозки пассажиров в населенных пунктах начали осуществляться в Великобритании в XVII веке. В 1639 году корпорацией коучменов была учреждена лицензия на извоз. Сначала экипажи были достаточно громоздкими, открытыми и четырехколесными — они назывались хэкни (hackney — разъездная лошадь). На зиму некоторые особенно заботливые кучера натягивали над повозками тент.
В середине ХVIII века частный извоз появился и во Франции, когда некий предприимчивый француз основал постоялый двор конных экипажей. Почти все эти повозки имели закрытый кузов и оснащались тремя рядами сидений, на которых пассажиры располагались лицом друг к другу (иногда — в направлении движения), а на отдельном переднем сидении восседал возница. Такие повозки — фиакры — стали первыми в мире многоместными наемными общественными экипажами. До этого в Европе вместительные кареты принадлежали только вельможам и помещикам.
Такси Симферополь Севастополь недорого можно заказать у нас.
В XIX веке (1840—1845 гг.) в Лондоне в обиход ввели более маневренную двухколесную открытую повозку — кабриолет, сокращенно — кэб. Впоследствии появились двух- и трехместные кэбы с закрытой кабиной, а рабочее место возницы переместилось назад и вверх, откуда проще было разглядеть номера домов, когда вокруг царил знаменитый английский туман. Англичане, известные своим традиционализмом, отказались от конных экипажей – кэбов, только в середине XX века. Разумеется, автомобильное такси к тому времени уже очень активно развивалось в Великобритании, однако последний лондонский конный кэбмен сдал свою лицензию только в 1947 году.
Начало эры таксомоторов
В 1896 году французский автомобильный клуб провозгласил, что «столице мира» были бы очень к лицу моторизованные фиакры — без лошадей. Сказано — сделано: с фиакра сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сиденья кучера — рулевую колонку и рычаги управления. На первых порах затея не имела успеха, потому что никак не могли решить, по какому тарифу оплачивать проезд и труд шоферов, да и штучно производимые машины стоили недешево. Изобретенный в 1905 году счетчик — таксометр — в известной степени утихомирил споры. От него пошло название нового вида транспорта — таксомоторы или такси.
Компания «Renault» первой стала серийно выпускать автомобили, специально приспособленные к таксомоторной службе. Окрашенные в красный и ярко-зеленый цвет, они заметно выделялись среди других, в большинстве черных автомобилей, их легко было распознать в потоке движения. Особым было и устройство кузова. Его пассажирское отделение напоминало закрытую карету фиакра, а водитель, подобно кучеру, сидел в открытой передней части. Считалось, что шофер должен быть отделен от пассажиров ради их удобства и иметь полную свободу обзора и общения с пешеходами, возницами, полицейскими и другими водителями. И то верно: зачем шоферу слышать разговоры своих пассажиров, а пассажирам — его перебранку в толчее переполненных автомобилями и конными повозками улиц. Устройство такси повлияло и на облик водителей, форма которых уже тогда отличалась своеобразностью. Одеты они были в длинные непромокаемые наглухо застегнутые кожаные пальто и фуражки военного образца.
Популяризации такси во Франции способствовал такой исторический факт. Во время Первой мировой войны, осенью 1914 года, немецкие войска коварным броском прорвали французскую оборону и пошли на Париж. Необходимо было срочно выдвинуть им навстречу резервы, но транспортных средств не хватало. И тогда были «мобилизованы и призваны» парижские такси. За одну ночь около 1200 такси перебросили на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат. Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием «марнские такси». О них тогда говорили так: «Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы». Статуэтки марнских такси в свое время были выпущены миллионными экземплярами, их рисунки украшали столовые клеенки, пивные кружки, пепельницы, точилки для карандашей; автомобилю была посвящена специальная почтовая марка, сегодня ставшая раритетом.
С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. В каждой стране при этом в качестве такси использовались различные марки автомобилей – такси разных стран отличались внешним видом, цветом, приобретая свой стиль, связанный с национальной культурой.
Если во Франции прообразом моторизованных такси стали конные фиакры, то в Великобритании одним из самых популярных в Лондоне такси на протяжении четверти века (до 1932 года) был кэб марки «Unic» (кстати, французского производства), во внешности и стиле также сохранивший много общего с конными кэбами.
История современного лондонского такси восходит к далекому 1958 году, именного тогда на свет появился знаменитый Austin FX4, который и сегодня можно встретить на улицах Лондона. Именно этот автомобиль со временем стал для всего мира олицетворением английского такси. Легендарная машина 39 лет сходила с конвейера в различных модификациях, одних только двигателей на FX4 устанавливалось семь! Производители FX4 — скооперировавшиеся Austin, Mann и Overton признавали, что модель не лишена недостатков. Но обновления модельного ряда так и не произошло по причине отсутствия финансовых резервов на разработку и выпуск нового кэба. Компания Carbodies в 1982 году выкупила производство FX4 и собирала эту модель под торговой маркой LTI (London Taxis International) до 1997 года. Обновленная модификация FX4 носила имя Fairway. Двигатели и трансмиссии для нее имели клеймо Nissan. Всего было выпущено более 75 000 FX-4, такие такси сегодня составляют около 80% всех кэбов Соединенного королевства.
Стоит упомянуть еще одного производителя кэбов — Winchester Automobiles. С 1963 по 1972 год компания производила автомобили такси с кузовом из композитных материалов. Именно эту технологию использовала впоследствии фирма Metro-Cammell-Weymann, когда создавала в 1987 году свой «стекловолоконный» Metrocab. Именно на таком ездили по Москве участники телешоу «Такси» на канале ТНТ.
В дальнейшем LTI были созданы более современные модели (на фото), последняя модель TX4 (на фото — первая). Технические характеристики лондонского такси также, как и уровень комфорта — неплохие: 2,5 л. дизель, автоматическая коробка передач, АБС, ЕСП и т.д.
шаблоны для dleскачать фильмы