Трагическим вечером 18 февраля после возобновления боёв в правительственном квартале в домах 480 тыс. украинцев пропала картинка 5-го телеканала, транслировавшего события в прямом эфире. Телеведущие заявили, что их сигнал отключили в кабельных и аналоговых сетях.
У набирающих обороты онлайн-конкурентов — hromadske.tv, espreso.tv, gromtv.net и других — таких проблем не бывает. Тем же вечером только Громадське и Еспресо смотрели около 400 тыс. человек.
За последние год-два в Украине появилось с десяток информационных интернет-каналов. Киевский дизайнер Юлия Цыба говорит, что давно перестала смотреть традиционное новостное ТВ, предпочитая получать информацию из интернета. «Онлайн-стримами (от англ. stream — «поток». — Фокус) Громадьске переплёвывает традиционное ТВ», — говорит она. А для донецкого предпринимателя Олега Пожидаева интернет-телевидение вообще стало единственной возможностью получать адекватную информацию о происходящем.
«Лет через десять интернет станет основной платформой украинского ТВ», — убеждён генеральный директор медийного агентства Vizeum Ukraine Константин Стрюков. Эксперт уверен, что к тому времени высокоскоростной интернет придёт в каждый дом, и телезрители смогут выстраивать телепрограмму по своему вкусу.
Телевизионщики, напротив, невысокого мнения об онлайн-телевидении. «Да, интернет-каналы могут позволить себе больше неформальности, интерактивности, — признаёт медиаменеджер и бывший главный редактор телеканала «Сити» Руслан Кухарчук. — Но они не в состоянии предложить зрителю что-то по-настоящему масштабное и зрелищное — то, что удерживает телезрителя и является основным драйвером роста доходов от рекламы». Правда, с «масштабным и зрелищным» в последние годы у классических телеканалов дела обстоят не очень. По данным самих телевизионщиков, на закупку и производство контента крупные телеканалы тратят около $500 млн в год, тогда как рынок телерекламы оценивается в $400 млн.
Тут интернет-телевидение вне конкуренции: инвестиции в создание онлайн-каналов по меркам ТВ — мизерные, а затраты на телепроизводство несравнимы с аналогичными расходами классического ТВ.
Общественно значимые
Комната площадью метров 30 на предпоследнем этаже офисной высотки «Київміськбуда» в нескольких минутах ходьбы от правительственного квартала — вот и всё Громадське ТВ. Прямой эфир, монтаж, аппаратура, журналисты — всё сконцентрировано здесь, люди работают чуть ли не друг у друга на головах. Бюджет канала по меркам традиционного телевидения просто смешной — 4,8 млн грн. Для сравнения: годовой бюджет TVi составляет 69 млн грн, а бюджет одной только службы новостей «1+1», по оценке Кухарчука, превышает 12 млн грн при курсе доллара на уровне 8,5.
Точка прибыли. Продюсер по развитию Громадського ТВ Марьяна Почтарь говорит, что вскоре у них появится баннерная и видеореклама
Деньги Громадському удалось собрать в качестве пожертвований международных фондов, посольств и простых украинских граждан. При этом более 70% из 4,8 млн грн (преимущественно от украинцев по всему миру) проект собрал за последние два с половиной месяца — после того, как вместе с началом евромайдана оказался одним из немногих объективных источников информации о протесте. С первого дня работы Громадського — 22 ноября — аудитория росла в геометрической прогрессии. Чуть более чем за неделю сайт канала набрал 800 тыс. посещений, а к середине февраля этот показатель превысил 29 млн.
«Мне нравится, что гости приходят самые разные, даже простые украинцы, — говорит телезрительница Цыба. — Громадське у меня включено практически весь день». Её не смущает, что качество картинки подчас оставляет желать лучшего (журналисты частенько снимают репортажи на обычные смартфоны) и другие технические накладки. Громадське — это крупнейший интернет-канал Украины. Он делает ставку не только на прямые трансляции: фишка канала не столько в стриминге с места событий, сколько в осмыслении и интерпретации происходящего Сергеем Андрушко, Дмитрием Гнапом, Мустафой Найемом, Романом Скрыпиным и другими журналистами проекта. Кроме того, канал рассчитывает расширить вещание за счёт расследований, интервью, документальных, портретных и других авторских программ.
Второй по численности аудитории, по статистике YouTube.com, — Еспресо ТВ, запущенный в ноябре 2013-го бывшим совладельцем TVi и депутатом Николаем Княжицким. В эфире канала преимущественно онлайн-стриминг с минимумом комментариев и несколько телепередач. У этого формата есть своя аудитория, отличная от Громадського. Пожилая уманчанка Любовь Логвиновская говорит, что смотрит Еспресо ради 24-часовых онлайн-трансляций, которые ни 5-й канал, ни Громадське не обеспечивают.